|
Главная
Публичный доклад директора школы
и педагогический коллектив школы
|
ФГОСы нового поколения
1 января 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009
года.
Стандарт направлен на обеспечение:
основную образовательную программу
начального общего образования:
Обязательные предметные области и
основные задачи реализации содержания предметных областей начального
общего образования
Филология:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания; развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Литературное чтение: Литературное чтение на родном языке: понимание литературы
как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения
для личного развития, умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, достижение необходимого для
продолжения образования уровня читательской компетентности, умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Иностранный язык: приобретение начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка, освоение начальных
лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора, формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка.
Математика и информатика: развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир): формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры
и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия
в социуме.
Основы духовно нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России.
Искусство:
развитие способностей к художественно образному, эмоционально
ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Технология:
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Портрет выпускника начальной школы
( то есть после 4-го класса - (по ФГОС
начального общего образования):
любознательный, любит свой край, Родину; уважает и принимает ценности
семьи; умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;
выполняет правила здорового и безопасного образа жизни; владеет основами
умения учиться, способен сам организовать свою деятельность.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят
на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО).
В нашей школе в 2011-2012 учебном году
по ФГОС обучается первый класс: 1 класс:
19 человек, учитель - Сенченко Елена Петровна.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего
образования?
Федеральные государственные образовательные стандарты
обеспечивают: ФГОС
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
Презентация Школа России и ФГОС В чем отличие новых
стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие
новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а
личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,
накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный
образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: - требований к результату образования, - требований к структуре основных
образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную
деятельность), - требований к условиям реализации
стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное
сопровождение и пр.). В Стандарте 2004 г. детально
описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В
Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не
прописано, зато четко обозначены требования к его результатам: -
метапредметным
(освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями); В качестве основного результата
образования выступает овладение набором универсальных учебных действий,
позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные
задачи. Образование в начальной школе является
базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это
касается сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта
возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия,
порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться
в различных предметных областях познания. Результат образования,
прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный
уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от
возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими
образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по
глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по
сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых
результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом,
каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся
- к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Во все времена деятельность школы была
направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте
второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской
идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию,
умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки,
толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция
духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения
определен «портрет» выпускника начальной школы: - любящий свой народ, свой край и свою
Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи
и общества; - любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и
безопасного для себя и окружающих образа жизни. «Здоровье - это
еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие
приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения
учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование»,
президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных
образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно
происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта
проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в
привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли
«ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с
врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения
обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья,
заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных
факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий:
традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая
программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры
здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. В Федеральном
государственном образовательном стандарте прописаны виды
деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно
деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена
Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем
информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто
передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми
видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во
внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов
деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских
работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям
создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора
действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной
самооценки, умения сотрудничать и т.д. Одним из новшеств
стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками
образовательного процесса, следует считать появление внеучебной
деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю
во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы
не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не
продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы
учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с
родителями появится возможность выбрать себе интересное дело:
спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
меняется система требований к результату образования, меняется и система
оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет
направлена на оценку результата образования при переходе
четвероклассников на следующую ступень обучения. Особое место в новой системе оценивания
уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации,
отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных
чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные
психологические характеристики выпускников начальной школы. |